Очередной мощный инновационный проект Украины

Новая инициатива Украины по реформированию лесной и деревообрабатывающей отраслей может вывести её в мировые лидеры уже через 30-50 лет.
Многочисленные апокалиптические фото стремительно вырубаемых карпатских лесов оказались совсем не тем, за что их пытались выдать! На первый взгляд, зрелище действительно ужасное:
Однако действительность, как это часто бывает, оказалась куда более неоднозначной.
Да, Украина действительно вырубает леса со скоростью десятки гектаров в день. При этом точных цифр вам не назовёт никто — слишком много влиятельных людей и организаций заняты этим бизнесом, и слишком большие деньги там крутятся.
По приблизительным оценкам, в день (!!!) количество необработанного леса-кругляка, вывозимого в основном через Румынию, доходит до 300 вагонов, или не менее 15 000 кубометров!
При цене вывозимого леса в $80-90 за кубометр, речь идёт о сотнях миллионов долларов, ежегодно попадающих в карманы контрабандистов.
С целью обеспечения максимальной скорости обработки грузов, Румыния построила огромные склады вдоль границы с Украиной (в районе приграничной станции Дормонешты), которыми пользуется всемирно известная австрийская лесная компания «Швайцгоффер».
По свидетельству очевидцев,«…мощности железнодорожной станции не справляются с таким количеством вагонов — эшелоны столь велики, что приходится «запрягать» по 3-4 локомотива, чтобы вытащить их из Украины».
В то же время, по официальным данным, в 2017 году был пресечён вывоз всего 44.7 тыс. кубометров контрабандного леса, что, по оценкам экспертов, не превосходит 1-2% от реального потока.
Достаточно упомянуть, что с 2014 года Украина стала основным поставщиком леса в Европу, удовлетворяя более 37% спроса на необработанную древесину, и это при том, что запасы леса на украинской территории не превосходят 5% от общеевропейских.
Необходимо вспомнить и то, что МВФ увязывает предоставление очередных кредитов с отменой формально действующего моратория на вывоз необработанной древесины. Что будет, если этот мораторий перестанет действовать, и тем самым последнее формальное препятствие для уничтожения украинских лесов исчезнет, страшно даже представить.
В общем, кажется, что всё плохо…
Но это только на первый взгляд!
Ведь, как известно, у любой медали есть две стороны. Тёмную мы рассмотрели, а теперь пришла пора поговорить о светлой.
Итак, что же скрывается за кажущейся незаконной массовой вырубкой украинских лесов?
Мы являемся прямо сейчас свидетелями успешной реализации первого этапа плана превращения Украины к середине XXI века в ведущую лесную державу как минимум Европы, если не мира.
План этот, под кодовым названием «Оболонь», был разработан ещё в 50-х годах прошлого века специалистами Полтавского Международного Зоо Развивающего Образовательного Центра (Poltava’s Internationation Zoo Developing Educated Center), но реализация его стала возможной только с получением Украиной свободы.
Первый этап предусматривает освобождение достаточного количества (до 1 000 000 млн. гектаров или более) площадей, занятый малоценными (дуб, бук, граб) лесными породами.
По его завершении, оценочно через 3-4 года, по всей Украине начнутся массовые посадки деревьев рода Guaiacum (гваякум, или гуаяк), более известных как бакаут, или железное дерево.
По ценности и дороговизне этот материал не имеет себе равных, конкуренцию ему может составить разве что эбеновое дерево.
Бакаут (гуаяк) поднимаются выше 10–13 м, имеют разветвлённые стволы до 80 см в сечении, членистые ветви, густую ярко-зелёную крону.
Бакаут считается одной из самых тяжёлых в мире пород. Твёрдость его больше, чем у дуба или сосны, почти втрое, а плотность высушенного дерева достигает 1400 кг/м³, оно моментально тонет при попадании в глубокую воду. Отличная естественная смазка обуславливает высокую влагостойкость древесины. Она практически не разбухает ни в пресной, ни в соленой воде, не коробится, не трескается и не боится воздействия неблагоприятных атмосферных условий: осадков, ветров, прямых солнечных лучей, высоких и низких температур. Благодаря потрясающей плотности бакаутовое дерево не поддается гниению, не поражается вредителями, проявляет хорошую биостойкость. Поперечный срез ствола железного дерева — на фото в заголовке.
Древесные волокна бакаута расположены в разных направлениях, но всегда под углом в 30–40° по отношению к осевой, создавая на поверхности мелкий рисунок из тонких частых полос. Сосуды ядра тонкие, заполненные смолами и эфирным маслом. Ещё один уникальный эффект гваяковой древесины — иризация. При определённом освещении её поверхность немного сияет.
Природная промасленность бакаута позволяет вытачивать из него детали механических часов, подшипники, втулки, винты и прочие вращающиеся детали, необходимые для сложных конструкций. Самовыделяющаяся смазка в сотни раз уменьшает трение и делает ненужной проведение дополнительной обработки поверхности изделий.
Одна из основных сфер применения бакаута — производство штучной мебели экстра-класса. Кроме того, из этой породы древесины изготавливают корпуса дорогих музыкальных инструментов: гитар и скрипок. По словам ценителей, звук, исходящий от них, более глубокий и звонкий.
Из бакаута вырезают кегли, шары для боулинга, другой спортивный инвентарь, используют его в токарном производстве, машиностроении для изготовления шаблонов. Также материал применяется как сырьё для полицейских дубинок, изготовления штучного паркета и элитных гробов.
Но особою популярность бакаут приобрёл среди судостроителей.
Бакаутовые подшипники не нуждаются в смазке, и демонстрируют потрясающую долговечность при работе в самых ответственных узлах, например, в качестве опоры в дейдвудных валах, передающих вращение от двигателей на винты.
Из бакаута изготавливаются юфтерсы, комингсы, перегрузочные модули крюйт-камер, а также гюйсы, ахтерштевни, шпигаты и сдвижные элементы клотиков и кингстонов, т.е. те узлы и конструкции судна или корабля. которые работают в максимально нагруженном режиме и доступ для обслуживания которых крайне затруднён.
Статистика утверждает, что детали из бакаута выходят из строя крайне редко, превосходя по стойкости изготовленные из лучших сталей и иных материалов в 50-100 раз.
Кроме того, за счёт свойств материала, полностью отпадает необходимость в их обслуживании и проведении профилактических работ.
По оценке экспертов агентства Ллойда, крупнейшей и авторитетнейшей мировой страховой морской компании, использование бакаута при постройке супертанкера-газовоза экономит до $5 000 000, сумма же уменьшенных расходов на рейс в 10 000 миль (при полной загрузке) доходит до $800 000, а страховая премия взимается в размере, меньшем на 40.4% по сравнению со стандартной.
Именно поэтому мировой спрос на уникальную древесину удовлетворяется не более чем на 10%, и тот, кто сумеет предложить достаточное её количество потребителям, получит баснословную прибыль. К слову, стоимость одного кубометра бакаута на спотовом рынке доходит до $100 000.
Вместе со стандартным, разработчики, учёные ПМЗРОЦ, готовы предложить и совершенно уникальный продукт, результат многолетних генетических экспериментов — железное дерево в цветах национального флага Украины. Пока что им, к сожалению, не удалось добиться абсолютно правильной цветопередачи, но интенсивные работы в этом направлении ведутся днём и ночью. Хотя цена на такой специалитет предполагается, ввиду повышенного спроса, вчетверо выше обычной, все предназначенные для продажи объёмы уже распределены вплоть до 2048 года.
Таким образом, Украина к середине века будет иметь не менее 1 000 000 гектаров бакаутовых лесов, процветающих на месте теперешних вырубаемых ускоренными темпами мусорных пород, что, с учётом средней урожайности порядка 100 кубометров с гектара и допустимой нормы вырубки в 3-4% даст ей возможность поставлять на мировой рынок 3-4 млн. кубометров редчайшей древесины.
С учётом ранее названной стоимости за кубометр, это обещает прибыль в сотни миллиардов долларов.
Несомненно, Украина сумеет распорядиться этой прибылью в форме, которая, со всех точек зрения, будет оптимальной для тех, кто понимает.