Предприниматели через три года после Майдана

Крёстная и бывшая няня моей дочки вернулась из родного Запорожья. Она с семьёй давно в России, но теперь вот получила «самую окончательную бумажку» на российское гражданство. Но для получения пенсии (российской!) ей надо ещё какие-то справки из Украины. Я желаю этой доброй женщине всех благ, но, честно говоря, мне странно, что при общей бедности мы ещё и чужим пенсионерам платим пенсию. Небольшую, но всё-таки. Но я, собственно, не об этом – я о майданной трёхлетке.

Сейчас ведь исполняется три года событий на Майдане.

У этой женщины, назовём её тётей Зиной, на Украине сестра с семьёй – мелкие предприниматели, тянут локальные сети. Вернее, раньше тянули. Теперь работы нет радикально: их клиенты – предприятия, а они теперь не работают. Или им не до сетей. Зинина родня, прежде жившая в скромном достатке, дошла до крайности: не хватает даже на еду. Отключили холодильник: он у них большой, электричества жрёт порядочно, а держать в нём нечего. Пару сосисок можно держать и на балконе. И это, извините за пошлый термин, средний класс, мелкая буржуазия. Тот самый легендарный собственник, основа стабильности, фундамент демократического государства.

Прежде эти люди были прилежными адептами «гiдности», вхождения в Эуропу и прочих майданных ценностей. Мелкая буржуазия вообще очень склонна к конформизму: что от начальства говорят – то и верно.

И вот в трёхлетний юбилей Майдана что-то в их сознании сдвинулось. Не зря, видно говорят, что холодильник всегда пересиливает телевизор. Вот он и пересилил. Тот самый – огромный, престижный, дорогой – ныне выключенный. Говорят: «Нас обманули». Кто обманул? Американцы: поманили и бросили. Предварительно посадив на шею команду проходимцев-кровососов. А теперь гадкий Трамп вообще готов их бросить «посреди степей» на произвол судьбы. Все, все обманули. Обещали, что будет развитие и процветание, а вышло – «дуже погано»: заводы, которые ещё сохранились, — закрываются, работать негде. Очень надеялись на безвизовый въезд в Эуропу, а оказалось, что въезд-то будет не для работы. И то сказать, работы своим не хватает.

Собственно, подобные разговоры я слышала неоднократно и от своих сотрудников — украинских продавцов БЕЛОГО КОТА. И меня неизменно изумляет какая-то прямо детсадовская политическая наивность. Говорят, в революционные эпохи массы быстро набираются опыта и избавляются от иллюзий. Ничего подобного! Иллюзий, самых нелепых, ещё сколько угодно. Люди с высшим образованием (например, бывший соученик моего мужа по московскому Физтеху, живущий в Киеве) искренне верят, что после соединения с западными демократиями у них пойдёт промышленное развитие, процветут науки и технологии и плюс к этому – вероятно, в качестве бонуса от судьбы – искоренится коррупция.

Как можно столь нелепо заблуждаться? Как можно было предположить, что на предельно насыщенном западном рынке найдётся место украинским товарам? В мире идёт борьба за рынки, и вдруг хозяева мира потеснятся и любезно попросят в первые ряды любезных их сердцу укров? Так это представляли? Не так? Тогда как?

Ну ладно, в каком-нибудь 1990-м ещё можно было в это верить, но теперь-то, теперь… Кстати, именно в 1990-м я была по работе в Кишинёве и там беседовала с высокопоставленными молдавскими деятелями. И они мне совершенно искренне и с большим энтузиазмом рассказывали: вот они обретут независимость и всё будет дивно. Они будут продавать на Запад свою сельхозпродукцию, например, помидоры, и в обмен купят всё, что им надо: и машины, и оружие, и всё на свете. Я несказанно изумилась: рынок овощей поделён и закреплён, новичков там не ждут. Ну ладно, это было давно: впереди был развал СССР, распыление по городам и весям разных стран, России в первую очередь, одураченных людей из бывших советских республик. Но теперь-то? Как можно думать такие детские нелепости?

И вот что я поняла с кристальной ясностью. Простые люди вообще ничего не думают – я имею в виду политику, экономику, вообще всё, что происходит в большом мире. Простые люди занимаются своими делами – тут их мир, о нём они думают. Кажется оскорбительным, но… истина дороже. При этом им кажется, что они имеют политические взгляды, убеждения и т.п. Но на самом деле, подавляющее большинство думает то, что им говорят СМИ. Кто больше говорит, тот имеет больше шансов проникнуть в мозги массового человека. Действенность рекламы и пропаганды – в частоте повторений.

Это банально? Всем известно? Тогда почему же Россия продолжает повторять свои прошлые ошибки? Мы упустили наших украинских братьев в прошлом. При этом опять не обращаемся к ним с политической проповедью. Мы опять отдаём площадку чужой пропаганде, мы не просто проигрываем борьбу за умы – мы от неё воздерживаемся. Им и так всё понятно? Надеяться, что их «жизнь научит» — это всё равно, что ждать, что покупатель сам обратит внимание на ваш товар и оценит его отменные качества. Такого не бывает – ни в торговле, ни в пропаганде. А мы опять повторяем старые ошибки. А ведь Майдану – три года. Срок немалый.

Материал: http://domestic-lynx.livejournal.com/175998.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Stumbler на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.